Итоги открытой дискуссии “Учитель XXI века: человек или компьютер?”

Дата публикации:

В пятницу, 7-го октября 2016 года, в СПбГУ собрались студенты, преподаватели, и просто неравнодушные люди, которые пытались понять, каким будет учитель в школе XXI века. Дискуссия началась с кратких вступительных слов приглашённых экспертов.

“В начале XX века у в мире было несколько миллионов извозчиков. К середине века их практически не стало. И, как вы понимаете, никто их профессию не запрещал, они просто стали не нужны. Большинство из них не смогли найти себя в новых профессиях. Их уровень жизни упал.” - так начал своё выступление Артём Менумеров, кандидат психологических наук, сотрудник Управления образовательных программ СПбГУ. Он посетовал, что большинство современных педагогов не понимают масштаб изменений, которые происходят в обществе, и которые прямым образом затрагивают их профессию. Учителя предпочитают придерживаться проверенных методик и не видят необходимости учиться, хотя новые технологии требуют совсем другого подхода к образовательному процессу.

“Развитие технологий даёт возможность массовизации и кастомизации образования. Раньше доступ к ведущим лекторам был только у студентов элитных учебных заведений - теперь у всех” -  продолжал развивать тему Генеральный директор Лекториума, методист Президентского физико-математического лицея №239, Яков Сомов. Просветительский проект Лекториум помогает ведущим российским преподавателям создать качественные онлайн курсы, рассчитанные на студентов, старшеклассников и учителей. Лекториум участвует в создании Российской Электронной Школы - официального образовательного портала, на котором будут доступны лекции и прочие учебные материалы по всей школьной программе.  

“Сейчас в образовании всё внимание уделяется логическому и рациональному, тому, что соответствует образу внутреннего отца. Важно уделить внимание и другим сторонам человека: внутренней матери - чувствам и телесности, и внутреннему ребёнку - нашим желаниям и ощущению счастья” - такой поворот темы предложила гештальт-терапевт, соавтор методики мульт-терапии, педагог и директор анимационной студии «Да», Ирина Грудина. И если рациональное легко алгоритмизируется и передаётся компьютеру, то другие стороны личности может развивать лишь человек. Таким образом, учитель должен стать проводником нас к самим себе, к нашей целостности, предварительно сам обретя эту целостность, или хотя бы находясь на пути к обретению.

Дальнейшая дискуссия строилась не между экспертами, а с участием всех людей, пришедших на мероприятие. Обсуждение шло в трёх небольших группах, где участники имели возможность  выразить свою позицию или задать вопрос эксперту.

Каждая группа обсуждала образ учителя XXI века со своего ракурса, но, тем не менее, в итоговых презентациях было много общего. Все сошлись на том, что компьютер не может полностью заменить человека, однако учитель должен меняться, и не повторять лекции, доступные онлайн. С подробными итогами дискуссии можно ознакомиться в презентации по итогам дискуссии.

В завершении дискуссии Артём Менумеров сказал студентам, что хороший учитель - это одна из немногих работ, которую в обозримом будущем не удастся автоматизировать. Это значит, что студентам, которые думают на перспективу, стоит обратить внимание на эту профессию.

Клуб “Учитель для России” предлагает студентам погрузиться в контекст системы школьного образования, познакомиться с современными образовательными методиками и лучшими мировыми практиками и даже получить собственный опыт взаимодействия со школьниками. Участники Клуба, получившие рекомендации действующих учителей, будут иметь хороший шанс пройти в программу “Учитель для России”.

Вступайте в группу Клуба. Пишите нам на адрес Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. или звоните по телефону +7 911 211 1767.

Встречи клуба проходят каждую среду с 17-00 до 20-00 в здании СПбГУ по адресу: Волховский пер., 3, ауд. 205.