Фортепианный концерт из цикла «Музыкальная универсиада»

Дата публикации:

24 декабря, в 19:00 в Актовом зале здания Двенадцати коллегий состоится концерт Юлии Стадлер, посвященный С.М. Ляпунову, из цикла «Музыкальная универсиада».

 

Концерт состоится по адресу: г. Санкт-Петербург, Университетская наб, 7-9-11 лит «А».
Вход для универсантов свободный.

 В программе:

С. Ляпунов - 12 трансцендентных этюдов:
КОЛЫБЕЛЬНАЯ - ХОРОВОД ПРИЗРАКОВ - ТРЕЗВОН - ТЕРЕК - ЛЕТНЯЯ НОЧЬ - БУРЯ - ИДИЛЛИЯ - БЫЛИНА - ЭОЛОВЫ АРФЫ - ЛЕЗГИНКА - ХОРОВОД СИЛЬФОВ - ЭЛЕГИЯ ПАМЯТИ ЛИСТА
Ф. Лист - трансцендентные этюды:
PRELUDIO - ВИДЕНИЕ - ВЕЧЕРНИЕ ГАРМОНИИ - МЕТЕЛЬ

Справка

Выдающийся российский композитор С.М. Ляпунов (1859 - 1924) - представитель значительной семьи российских учёных и интеллигентов. Отец М.В. Ляпунов - астроном, преподаватель Казанского университета, директор Демидовского юридического лицея (ныне - Ярославский гос.университет). Старший брат Александр - математик, академик СПб АН (был женат на племяннице учёного-физиолога И.М. Сеченова); младший, Борис - лингвист-славист, проф.Новороссийского университета, академик АН СССР. Двоюродный брат А.М. Зайцев - химик-органик, член-корр.СПб АН. Мать - пианистка, брала уроки у Ф. Лангера и у ученика Дж. Фильда.
Выпускник Московской консерватории, ученик в т.ч. С. Танеева, К. Клиндворта, П. Пабста.
Переехав в Петербург, где вёл обширную творческую деятельность как композитор и пианист, стал последователем и другом М.Балакирева. (Автор монографии о нём, закончил и инструментовал ряд его сочинений. Совместно с ним выпустил 1е полное собрание сочинений М. Глинки.)
Также состоял в  творческой дружбе с Н. Римским-Корсаковым, А. Глазуновым, А. Лядовым, В. и Д. Стасовыми.
В 1894-1902 помощник управляющего Придворной певческой капеллы, а в 1921 заведовал ею уже как Народной хоровой академией.
1919-1923 - профессор Петербургской, затем Петроградской консерватории (по фортепиано, а с 1917 г. и по композиторским дисциплинам). Среди учеников - Н.Голубовская, Г.М.Римский-Корсаков (внук Н.А.), В. Богданов-Березовский.
С 1919г. преподавал также в Институте истории искусств.
Уехав для лечения в 1923 г. во Францию, обосновался в Париже, где состоялось несколько его выступлений . В октябре 1924 г. поучаствовал, сыграв в дуэте с С.Прокофьевым, в открытии под руководством Н. Черепнина Русской консерватории в Париже.
Через неделю, незадолго до очередного концерта, скоропостижно скончался от сердечного приступа. Похоронен на кладбище Батиньоль.
Автор главным образом музыки для фортепиано (2 концерта для фортепиано с оркестром, соната, сонатина, пьесы различных жанров); также симфонической (2 симфонии, поэмы, увертюра, баллада) и вокальной (романсы, песни) музыки, камерных и вокальных ансамблей, скрипичного концерта, переложений.
Особняком среди его композиторского наследия стоит фортепианный виртуозный цикл "12 трансцендентных этюдов", исключительный во всех отношениях: и по высочайшему качеству музыки, её  образности, самобытности и красоте, и по технической исполнительской сложности, и по замыслу.
12 ярких романтических программных пьес сочинены как продолжение к другому фортепианному шедевру, знаменитому  - "12 трансцендентным этюдам" Ф. Листа, перекликаясь с ними по образной сфере, стилю, художественному смыслу. Замыкают цикл Листа по тональному кругу и ему посвящены.
Цикл Ляпунова целиком не игрался в России со времени исполнения его автором.
В ноябре 2019 г. исполняется 160 лет со дня рождения и 95 лет со дня смерти С.М. Ляпунова.