С 19 июля 2021 года в течение двух недель студенты участвовали в вебинарах экспертов по юридическому письму, устным выступлениям и вопросам международного права, изучали приемы командной работы и преимущества нетворкинга.
Конкурс имени Филипа Джессопа — один из самых крупных и престижных международных соревнований в формате студенческих игровых судебных процессов. Он проводится ежегодно уже более 60 лет, объединяя несколько сотен команд из 100 стран мира.
В Санкт-Петербургском университете для будущих участников конкурса традиционно организуют летние школы — циклы лекций и мастер-классов от юристов-практиков и опытных участников, которые помогают студентам подготовиться к выступлениям, потренировать полезные навыки и углубить знания по международному публичному праву.
«Летняя школа Джессопа — в первую очередь, образовательный проект. Навыки, приобретенные здесь, студенты смогут применить и при подготовке к другим конкурсам, например, в области международного гуманитарного права и права прямых иностранных инвестиций», — подчеркнула доцент СПбГУ, тренер команд Ксения Шестакова.
В этом году сессии прошли онлайн на двух языках, русском и английском, по юридическому письму, судебной риторике, базовым аспектам международного права. Как рассказали эксперты, владение правовой терминологией в этой области необходимо участникам турнира в первую очередь.
В игровых кейсах традиционно представлены новые правовые проблемы, которые не имеют однозначного решения, потому что практика по ним еще не сформировалась. Этот принцип позволяет обеим сторонам конфликта, оперируя фактами дела и опираясь на источники, привести эффективные аргументы и уравнять позиции. Именно безупречное знание источников международного права является ключевой задачей участников. Один из главных — Устав Международного суда ООН — единственного судебного органа, признанного всеми странами мира.
Кейс каждого года — выдуманный спор между двумя государствами по актуальным проблемам международного права, который рассматривает Международный суд ООН. Государства, как и в настоящем разбирательстве, представляют меморандумы — письменные позиции, а затем защищают их на слушаниях. Причем каждая команда в Джессопе, в отличие от других подобных конкурсов, готовит меморандумы и за истца, и за ответчика.
В команде может быть от двух до пяти человек: если участников четыре или меньше, каждый может выступать спикером. Пятый же участник выступает в роли «of counsel» — консультанта, который помогает коллегам, когда требуется быстро найти информацию, посмотреть пример, который встретился в меморандуме соперника, оперативно скорректировать содержание позиции спикера. От такого участника, сказали преподаватели, часто зависит победа в раунде, а в перспективе он сам может стать успешным спикером.
«Успех в Джессопе на 85% зависит от преемственности. Когда сформированная и опытная университетская команда из поколения в поколение передает знания об устройстве конкурса, взаимодействии с судьями, приемах работы с вопросами и впоследствии участвует в тренировочном процессе младших коллег, им не приходится начинать с чистого листа», — отметила национальный администратор конкурса, соорганизатор школы Евгения Неверова.
Подготовка к конкурсу — трудоемкий и требовательный процесс. Поэтому указанный в резюме опыт участника Джессопа — значимый показатель для будущих работодателей и старших партнеров. «Это гарантия хорошего уровня английского, умения организовать свое время, свою работу, это доказательство вашей ответственности, дисциплинированности, умения самостоятельно думать, быстро находить и анализировать информацию, принимать решения в экстремальной ситуации и быть в команде, отвечать за ее результат», — сказала Евгения.
По словам преподавателей школы, в Джессопе большую роль играет нетворкинг — он помогает не только в развитии и становлении участника, но и в его дальнейшей карьере как юриста. «Участие в коммьюнити муткорт-конкурсантов открывает двери в большой юридический мир. Старт, который дает Джессоп, позволяет понять, что возможности не ограничены вашим городом», — заключила бывший национальный администратор конкурса, соорганизатор школы Екатерина Ефимова.
Команды для мини-муткорта, которым завершится летняя школа, формировались из участников, представляющих разные российские вузы, от СПбГУ до Дальневосточного федерального университета. Это усложнило задачу студентов, которым требовалось, помимо решения стандартных задач, правильно распределить роли в условиях нового знакомства.
Слушатели летней школы, участвовавшие в мини-муткорте СПбГУ, получат сертификаты с зачетом часовых единиц, которые можно использовать в портфолио магистратуры «Международное публичное право» СПбГУ.