Большое путешествие по географическим наукам

Дата публикации:

В Санкт-Петербургском университете состоялся XVII Большой географический фестиваль студентов, аспирантов и молодых ученых.

В этом году мероприятие проходило полностью в дистанционном формате и было посвящено 195-летию со дня начала российского кругосветного путешествия под руководством Федора Петровича Литке, адмирала и одного из основателей Русского географического общества.

«Надо понимать, что почти 200 лет назад, когда наши моряки отправлялись в кругосветное плавание, это было предприятие, сопоставимое по меркам XX века с полетом человека в космос, а на сегодняшний день его можно сравнить с планами отправиться на Марс или создать обитаемую станцию на Луне», ― отметил в приветственном слове директор Института наук о Земле СПбГУ, вице-президент Русского географического общества Кирилл Чистяков. Он рассказал, что Федор Петрович прошел путь от простого моряка до гидрографа-исследователя, воспитателя великих князей, командовал судами в боевых условиях и воплощал в жизнь научные реформы и потому его история может послужить хорошим примером для молодых специалистов, способных воплотить огромный потенциал, который заключает в себе география.

XXI век бросил вызов многим наукам, в том числе географическим, и после длительного периода разветвления на отдельные направления наступил этап синергии: только комплексные исследования помогут справиться с глобальными проблемами, стоящими перед человечеством. Каждому из сегодняшнего поколения географов найдется свое место в экосистеме наук для того, чтобы внести свой вклад и в развитие фундаментальных трудов, и их прикладных аспектов, позволяющих довести до потребителя результаты работы ученых, отметил Кирилл Чистяков.

Пленарное заседание своим выступлением открыл доцент Удмуртского государственного университета Алексей Кашин, представивший результаты масштабного социологического исследования, посвященного географическому образованию в регионах России. Участниками опроса стали более 800 школьных учителей и воспитателей детских садов, преподавателей вузов и работников сферы дополнительного образования, а также студентов-географов со всей страны, ответивших на вопросы о проблемах и перспективах профессии.

Докладчик подчеркнул, что естественно-научная грамотность — важный показатель общего уровня культуры и образования человека, однако свыше 80 % респондентов считают, что ее уровень в обществе сегодня недостаточен. Решением может стать приобщение к базовым понятиям географии с раннего детства. Именно дошкольный возраст, когда происходит знакомство человека с окружающим миром, а его познавательная активность высока, благоприятен для закладки основ естественно-научных знаний, уверены 86 % воспитателей детских садов. Способствовать повышению уровня грамотности общества может также повышение статуса географии в школах. На сегодняшний день она часто воспринимается как один из второстепенных предметов и практически не преподается ученикам 10–11 классов. По словам Алексея Кашина, чтобы восполнить этот пробел, в Удмуртии был запущен бесплатный курс дополнительного образования «Страноведение и мировая экономика», пользующийся особой популярностью у старшеклассников. Возможность стать слушателями лекций профильных специалистов есть у обучающихся всех районов республики.

Отдельное внимание спикер уделил вопросам трудоустройства выпускников университетов. Мнения преподавателей вузов в вопросе о том, какие специальности наиболее востребованы на рынке труда, разделились: 16 % ответили, что работодателям интересны выпускники общих специальностей, по мнению 18 % респондентов, работу быстрее найдут узкие специалисты, такие как метеорологи или почвоведы, но абсолютное большинство — 63,5 % — считают, что многое зависит от того, какие специальности нужны в каждом конкретном регионе. В свою очередь больше половины студентов видят перспективы в трудоустройстве по специальности, хотя признаются в том, что не вполне ясно, и еще около 20 % уверены в том, что будут работать в сфере географии.

Петербургские ученые исследуют самый древний лед на Земле

О том, где искать древнейший лед на Земле и как с его помощью можно узнать, какой была атмосфера нашей планеты сотни тысяч лет назад, рассказал доцент СПбГУ, гляциолог Алексей Екайкин. Он пояснил, что для палеоклиматических исследований пригоден любой объект, предполагающий непрерывное накопление осадочного материала. В Антарктиде снег на протяжении тысячелетий медленно спрессовывается под действием силы тяжести и таким образом совершенно без участия талой воды превращается в лед, который хранит информацию о том, при каких условиях он был образован. Его изотопный состав даст сведения о температуре воздуха, а включения пыли, морских солей, радиоактивных изотопов, вулканических осадков и следов антропогенных загрязнений позволят реконструировать климат разных эпох. Кроме того, лед содержит пузырьки воздуха, представляющие собой образцы древней атмосферы, благодаря чему ученые могут оценить ее газовый состав.

800 тысяч лет
Столько охватывает самый длинный на сегодняшний день климатический ряд, составленный по ледяному керну.

Хотя на первый взгляд может показаться, что такого временного промежутка вполне достаточно для любых исследований, в еще более далеком прошлом Земли остаются вопросы, которые ждут своей разгадки. Так, например, около миллиона лет назад в механизме климатической изменчивости нашей планеты произошли трансформации, объяснение которым до сих пор не найдено. Чтобы определить, что тогда произошло, необходимо найти более древний лед. И он существует ― в самых нижних частях ледяного керна станции «Восток» его возраст достигает 1,2 миллиона лет. Ученые предполагают, что керн, охватывающий еще больший промежуток времени, можно добыть в районе ледораздела Б. В январе 2020 года Алексей Екайкин принял участие в гляциологическом походе в эту область, его результаты скоро будут опубликованы в научной статье.

В рамках XVII Большого географического фестиваля состоялись состязания за кубок по географическому брейн-рингу, конкурсы картографических работ и региональных брендов, фотоконкурс, а также круглые столы, посвященные градостроительству и учебно-научным географическим станциям в учебном процессе.

См. также: