В СПбГУ завершились занятия III Летней школы по подготовке к муткортам

Дата публикации:

В Санкт-Петербургском университете завершилась III Летняя школа по подготовке к международным конкурсам в форме игровых судебных процессов. Ее лучшие студенты получат высокие шансы представить Университет в составе команд-участников международного конкурса им. Филипа Джессопа по международному праву и Международного конкурса по коммерческому арбитражу им. Уиллема Си Виса.

Программа Летней школы — это цикл лекций, семинаров и практических занятий на английском языке, которые позволяют студентам разобраться в вопросах международного публичного права или международного коммерческого арбитража и купли-продажи товаров. Занятия развивают навыки написания письменных меморандумов и выступлений перед судьями, умение отвечать на вопросы. Лекторами Летней школы в этом году, помимо тренеров команд и преподавателей СПбГУ, стали практикующие юристы и преподаватели из России (Санкт-Петербурга и Москвы) и Эстонии.

Отбор в Летнюю школу проводился в мае: потенциальные участники направляли резюме, мотивационное письмо и проходили собеседование на английском языке, которое включало обсуждение правовых вопросов по теме одного из двух альтернативных модулей, предлагавшихся студентам на выбор: международное публичное право и процесс в Международном суде ООН (конкурс им. Филипа Си Джессопа, который в 2019 году отметит 60-летний юбилей) или международный коммерческий арбитраж и международная купля-продажа товаров (конкурс по международному коммерческому арбитражу им. Уиллема Си Виса, (предстоящий конкурс 2019 года ― уже 26-й).

Раздаточные материалы и задания для подготовки, полученные участниками в июне, позволили им подробно познакомиться с практическими проблемами изучаемых сфер права, которые рассматривались в ходе очных занятий в августе.

На открытии Летней школы адвокат Полина Ятаева (Адвокатская палата Санкт-Петербурга), уже более пяти лет тренирующая команды для участия в конкурсе им. Уиллема Си Виса, обозначила для студентов цель занятий: «Это интенсивный курс. Его идея заключается в том, чтобы к финалу Школы вы научились составлять письменные меморандумы, работать с фактами и материалами по делу и выступать в качестве адвоката в суде».

В структуре Летней школы параллельным альтернативным модулям предшествовал общий модуль, включавший занятия по юридическому письму и публичным выступлениям. Один из блоков, который вела Полина, посвящен основам составления меморандума на английском языке. Подготовка письменных позиций сторон спора не только один из основных этапов участия в конкурсах в форме игровых процессов, но и важный навык любого профессионального юриста.

Лектор объяснила, как добиться убедительности меморандума, эффективно используя собранные материалы, оперируя нужными фактами и соблюдая тонкости структуры и оформления. «Юрист, не знающий фактов дела, какими бы сложными они ни были, никогда не произведет хорошего впечатления. В меморандуме нужно продемонстрировать, что вы профессионально разбираетесь в соответствующей делу сфере — поставке солнечных панелей, видах подводных лодок, местах обитания голохвостых броненосцев. Работа с фактами должна занимать важное место в подготовке, а все аргументы — подчиняться единственной цели — убедить трибунал».

Говоря о стиле эффективного юридического текста, Полина отметила: «Ваш документ будут читать. Каждое предложение должно доносить до читателя мысль, при этом быть простым и понятным. Активная история наподобие новеллы, сказки всегда легче воспринимается и запоминается. В то время как сложные предложения с пассивными конструкциями и грамматическими надстройками требуют серьезных усилий для восприятия. Помните: в нашей профессии потерянный читатель ― проигранное дело».

С основами судебной риторики познакомила студентов Маарья Пильд, приглашенный лектор, адвокат адвокатского бюро «ТРИНИТИ». Участники Школы разобрали общие правила выступлений перед судьями, получили рекомендации по стилю презентации. Маарья предложила студентам стратегии правильной реакции на аргументы оппонента и вопросы суда и рассказала, как чувствовать себя комфортно во время выступления.  

Таисия Воротилова, юрист международной юридической фирмы «Бейкер и Маккензи» (Москва), прочла лекции об искусстве эффективных коротких ответных реплик, которыми вправе обменяться спорящие стороны, чтобы парировать аргументы соперника. Она рассказала о полезных психологических хитростях и других способах удержания внимания судей. «Ваша главная задача, конечно, — аргументированно представить свою позицию. Но это первый виток. На втором витке, связанном с тем, как люди действительно принимают решения, ваша задача — не только убедить, но и вызвать симпатии судей», — заключила преподаватель.  

Финальные занятия прошли в форме игрового судебного процесса, на котором участники Школы, заранее поделенные на команды из нескольких человек, представляли перед Международным Судом ООН / арбитражным трибуналом в составе лекторов Школы и приглашенных юристов позиции сторон по вымышленному спору.

На финальной встрече участников Ксения Шестакова, руководитель программы международных конкурсов в форме игровых судебных процессов, тренер команды на конкурс им. Джессопа, отметила, что цель Школы не только подготовить к конкурсам, но и дать студентам возможность совершенствовать ключевые для юриста навыки ― подготовку убедительной письменной и устной позиции по делу, над которым он или она работает.   

Муткорты — это прекрасная репетиция процессов как в арбитражных, так и в государственных судах, шанс попробовать себя в качестве судебного юриста на практике. А Летняя школа — возможность усовершенствовать профессиональные навыки и умения — научиться читать людей, выстраивать аргументацию так, чтобы она им нравилась, вызывать положительные эмоции у слушателей, выражаться четко и ясно. «Это будет вашим главным преимуществом, если выберете работу судебного юриста. Хорошо знают право многие, но гибкими навыками, такими как умение составлять документы и выступать в суде, владеют единицы», ― рассказала Таисия Воротилова.

Организаторы выражают благодарность всем коллегам, принявшим участие в Летней школе в качестве лекторов: Алексею Дробышеву (выпускник СПбГУ), Дмитрию Бартеневу, преподавателю кафедры международного права СПбГУ, Дмитрию Медникову, юристу Института права и публичной политики (Москва), Ирине Сергеевой, преподавателю юридического английского (Санкт-Петербург), Марии Стрекаловой (выпускнице СПбГУ), Артемию Иванюшину (старший юрист ЕУ Санкт-Петербург), Александре Миргородской (юрист "PWC", Санкт-Петербург), Полине Лысановой (юрист «Бейкер и Маккензи», Санкт-Петербург) и Александру Архинчееву (юрист "BIOCAD"), а также Юлии Бекетовой, ассистенту кафедры международного права, без организационных усилий которой Летняя школа не смогла бы состояться.