Студенты СПбГУ примерили на себя роль учителя

Дата публикации:

Осенью 2016 года в Санкт-Петербургском университете был запущен масштабный проект «Студенты СПбГУ — школе». На протяжении учебного года 47 универсантов провели для школьников Санкт-Петербурга и Ленинградской области лекции, тематические уроки и мероприятия, приуроченные к памятным датам.

Несмотря на то, что проект появился только в этом году, наработки в этой области появились намного раньше. В 2011 году в СПбГУ по инициативе студентов-историков появилась программа «Открытый урок». Только за 2014 год универсанты провели 159 занятий в 49 образовательных организациях Санкт-Петербурга и области.

Проект «Студенты СПбГУ — школе» позволяет читать разноплановые лекции обучающимся всех представленных в Санкт-Петербургском университете направлений обучения. Темы были отобраны из рекомендованного Комитетом по образованию Санкт-Петербурга перечня, включающего в себя национальные праздники, памятные даты и другие значимые события. Всего за 2016–2017 учебный год универсанты организовали 49 разноплановых мероприятий в более чем сорока учебных заведениях. Минобрнауки России уже подготовило на следующий год календарь событий, рекомендованных для проведения в образовательных учреждениях страны, поэтому в будущем опыт университета по проведению тематических учебных занятий может оказаться полезен не только другим вузам, но и школам.

В рамках проекта «Студенты СПбГУ — школе» универсанты проводили для школьников уроки на разнообразные темы от экономики до литературы, но больше всего ребят заинтересовали викторины, игры и презентации образовательных программ, которые подготовили для них студенты. Восьмого февраля, в День российской науки, обучающиеся университета представили на школьных научно-практических конференциях свои курсовые и дипломные работы, а во втором полугодии организовали культурно-просветительскую экологическую программу для студентов СПбГУ и абитуриентов и провели анкетный опрос на тему патриотического воспитания, в котором приняли участие ученики 9–10 классов.

«На предложение провести занятия для школьников откликнулось много универсантов, — рассказала Елена Головань, ведущий специалист отдела организации олимпиад и региональной работы СПбГУ и координатор проекта. — А у школьников все эти темы — от экономики до кибербезопасности — вызывают живой интерес, потому что обычный человек в них мало разбирается. Но одно дело, когда о них рассказывает учитель, и совсем другое — когда молодой специалист, занимающийся наукой в этой области и готовый всё объяснить. Это не просто зачитывание лекций, а живое общение, поэтому ученики задают много вопросов студентам».

Приобщение школьников к науке — лишь одна составляющая проекта «Студенты СПбГУ — школе», выполняющего не только образовательную функцию. «Стать учёным может далеко не каждый, а граждан страны нужно воспитывать ещё со школьной скамьи, — уверена Людмила Галиновская, начальник отдела организации профориентационной работы управления по организации приёма университета. — Кроме передачи знаний, не менее важно приучение учеников к культурным и общечеловеческим ценностям, поскольку образование — это не только обучение, но и воспитание нравственное и патриотическое».

Принять участие в проекте «Студенты СПбГУ — школе» может любой обучающийся университета от бакалавров до аспирантов, главное — это желание поделиться знаниями. Владимир Милосердов, студент второго курса СПбГУ, обучающийся по направлению «Программирование», считает, что этот проект даёт возможность внести свой вклад в образование школьников. «У меня был урок по основам безопасности в интернете — сегодня все им пользуются, поэтому важно уметь защититься от мошенничества и программ-вредителей, — рассказал Владимир. — К занятию готовился несколько дней, основной упор был сделан на наглядность и простоту изложения. В лицее № 329 Невского района я читал свой первый урок выпускному классу. Ребят было немного, и, кажется, у меня получилось их заинтересовать. Изначально я ожидал, что это будет нечто вроде классного часа, который ученики не будут серьёзно воспринимать. Но получился полноценный урок — интерактивный, с вопросами из зала. Мне понравилось, и, надеюсь, что школьникам это тоже было полезно».

Такие просветительско-образовательные занятия считают продуктивными и студенты, и преподаватели. Надежда Мирошникова, учитель ГБОУ СОШ № 291 Красносельского района, в которой универсанты провели уроки, посвящённые Дню здоровья и Дню космонавтики, отметила, что их темы были интересны и соответствовали программному материалу. «Мы приняли участие в проекте „Студенты СПбГУ — школе“, поскольку проведение занятий молодыми людьми вносит разнообразие в образовательный процесс и вызывает повышенный интерес учеников к рассматриваемым темам, — сообщила Надежда Васильевна. — Занятия для старшеклассников включали в себя элементы профориентации, а по окончании урока студенты и школьники обменивались контактами — значит, общение между ними продолжается в соцсетях. Было видно, что обучающиеся университета получают большой опыт публичных выступлений, учатся владеть аудиторией, а при подготовке к занятиям стараются найти интересный материал и преподнести его доступно с учётом возраста слушателей. Безусловно, эта программа очень нужна школе, и мы планируем сотрудничать с СПбГУ в этом направлении».

См. также: