Собраны предложения по совершенствованию критериев назначения повышенной академической стипендии

Дата публикации:

 

По итогам проведенных встреч деканов факультетов и директоров институтов с членами студенческих советов собраны предложения по совершенствованию критериев назначения повышенной государственной академической стипендии для студентов СПбГУ. Данные предложения направлены для обсуждения членам Совета обучающихся СПбГУ.

1. Биологический факультет

- в разделе 9б - ввести в графе «Международный» подразделы «Web of Science» и «Scopus» с баллами соответственно для авторства - 20 и 18, для соавторства - 16 и 14;

- в разделе 10а,10д - в пункт «Типы мероприятий» добавить довузовскую работу (участие в проведении олимпиад и конкурсов для школьников, участие в днях открытых дверей и образовательных выставках и т.д.);

- в разделе 10а, 10д - учитывая проблемы, возникающие в связи с неадекватным поведениям некоторых студентов, проживающих в общежитиях, добавить в перечень общественных организаций комитет студсовета по общежитиям, оценив работу в данном комитете в 2 балла с возможностью получить 3 дополнительных балла в соответствии с установленным порядком;
- в разделе 12б - отметить наличие звания мастера спорта и кандидата в мастера спорта, оценив их соответственно в 5 и 3 балла.

2. Восточный факультет

- унифицировать номера пунктов анкеты 2014 года с номерами пунктов Постановления Правительства РФ о повышенной академической стипендии;

- исключить из анкеты 2014 года пункты 3 и 17;

- включить в анкету пункт о согласии претендента на стипендию с обработкой и публикацией данных анкеты.

3. Институт Высшая школа менеджмента

- определить «систематический характер» как совершение однотипного действия два и более раз в течение 1 года;

- не оценивать факт получения дополнительного образования (п. 3 анкеты 2014 года);

- изменить п. 17 и разделить его на 5 категорий: учебная, научная, общественная, культурная, спортивная. Количество баллов по вышеуказанным категориям не должно превышать максимальную сумму без учета критерия 17а-17в;

- для учебной категории ввести критерий: «Участие студента в проводимых вузами, общественными и иными организациями международных, всероссийских или региональных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, состязаниях и иных мероприятиях, направленных на выявление учебных достижений студентов, проведенных в течение года, предшествующего назначению стипендии, а также - прочие достижения, связанные с учебной деятельностью»:

o за однократное участие - 1 балл;

o за систематический характер участия - 3 балла.

- для научной категории ввести критерий: «Подтверждение факта оказания студентом преподавателю \ научному сотруднику помощи в научной или методической работе, а также получение студентом свидетельства о применении знаний по специальности на практике (вне учебного заведения и рамок п. 17а и п.2)»;

o за однократное оказание помощи \ получение одного свидетельства - 1 балл;

o за систематическое оказание помощи - 4 балла;

o за систематическое применение знаний на практике - 5 баллов.

- для общественной категории ввести критерий: «Участие студента в прочей общественной деятельности, не указанной в пунктах данной анкеты, включая участие в крупных студенческих, профессиональных, научных форумах» (не дублировать достижения, указанные в пунктах 2, 4, 5, 6, 17а):

o за однократное участие - 1 балл;

o за систематическое участие - 3 балла.

- для культурной категории критерий не вводить;

- для спортивной категории критерий не вводить;

- увеличить количество баллов в п. 12 за награду в культурно-творческом конкурсе до 5;

- уменьшить количество баллов в п. 13 за публичное выступление до 4;

- определить список бизнес-конкурсов для учета баллов и их распределению по характеру участников при поддержке Кейс-клуба ВШМ СПбГУ;

- в п. 16 за систематическую организаторскую деятельность в спорте и по совокупности активностей установить балл равный 5. 6 баллов - для членов команд СПбГУ и организаторов спортивных мероприятий уровня университета и выше (учитывая систематический характер активности).

4. Институт Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций

- провести разъяснительный семинар-встречу со студентами по вопросам получения повышенной стипендии (за что именно начисляется повышенная академическая стипендия, как заработать баллы, как правильно заполнять анкету);

- необходимо провести семинар по проверке заявлений-анкет на повышенную академическую стипендию для членов студенческого совета с целью улучшению качества проверки заявлений;

- совместно с деканами факультетов и директором Института было принято решение проработать критерии начисления баллов за научную деятельность с привлечением членов Ученого совета и научной комиссии Института, чтобы повысить объективность и рациональность оценки этого вида деятельности.

5. Институт наук о Земле

- необходимо продумать систему подачи заявок в электронном виде, используя все доступные площадки — от системы Blackboard до электронной почты;

- необходимо фиксировать результаты прохождения апелляции в протоколах, на которых расписываются как члены апелляционной комиссии, так и заявитель;

- важнейшее значение при формировании рейтингов должна иметь научно-исследовательская деятельность, в том числе наличие публикаций. Необходимо продумать систему оценки публикаций, исходя из престижности издания (выделить нерецензируемые издания, список ВАК);

- необходимо продумать систему оценки участия в экспедициях. Целесообразно отдельно выделить те экспедиции, участие в которых имеют научный характер. В таком случае, это можно было бы оценить в критериях научно-исследовательской деятельности.

6. Факультет искусств

Критерии на данный момент полностью соответствуют принципам оценки достижений студентов обучающихся по направлению искусства в соответствующих областях. Студенческий совет Факультета искусств считает необходимым разработать инструкцию к заполнению анкет на получение повышенной академической стипендии с тем, чтобы студенты имели четкие рекомендации по заполнению анкет. Так же в инструкции будут описаны те или иные специфики кафедр, которые следует учитывать при заполнении анкет на получение повышенной академической стипендии.

7. Исторический факультет

Было принято решение сохранить критерии, которые были выработаны Студенческим советом Факультета в ноябре 2013 года и утверждены на заседании Ученого совета СПбГУ 10 февраля 2014 года.

8. Математико-механический факультет

- в критерии 7б уменьшить количество присваиваемых баллов, «уровень вуза» - 1 балл, «уровень региона» - 3 балла, «уровень отдельного государства или СНГ» - 8 баллов, «международный уровень» - 12 баллов.

- в критерии 9а изменить количество присваиваемых баллов при наличии трех и более результатов одного уровня, «получение награды» - 8 баллов, «получение документа на достигнутый результат» -15 баллов, «получение собственного гранта» - 12 баллов, «участие в гранте в качестве исполнителя» - 8 баллов.

- в критерии 9б изменить количество присваиваемых баллов при наличии 3-х и более публикаций одного уровня, «тезисы/научные телеграммы в российских изданиях» - 3 балла, «тезисы на русском языке в международных изданиях и материалах международных конференций» - 5 баллов, «тезисы на иностранном языке в международных изданиях» - 6 баллов, «статьи в российских изданиях» - 8 баллов, «статьи на русском языке в международных изданиях и материалах международных конференций» - 12 баллов, «статьи на иностранном языке в международных изданиях» - 15 баллов.

- в пункте 9в изменить количество присваиваемых баллов при наличии 3-х и более представлений одного уровня в разделе «стендовый доклад»: «На уровне вуза» - 2 балла, «На уровне региона» - 3 балла, «На уровне РФ и/или СНГ» - 5 баллов, «На Международном уровне» - 8 баллов; в разделе «секционный доклад»: «На уровне вуза» - 5 баллов, «На уровне региона» - 8 баллов, «На уровне РФ и/или СНГ» - 12 баллов, «На Международном уровне» - 15 баллов.

- в дополнительный пункт внести изменения в количество баллов, в скобках указаны баллы, которые следует присвоить за наличие 3-х и более мероприятий одного уровня, «Проводимого в пределах вузах, в котором обучается студент» - 3(5) баллов, «Проводимого в пределах региона, в котором обучается студент» - 5(8) баллов, «Проводимого в пределах РФ или СНГ» - 7(12) баллов, «Проводимого на территории иных государств на английском языке» - 10(15) баллов.

- в пункт 11а внести изменения в количество баллов (в скобках указаны баллы за систематическое участие (3 и более раз)): «уровень вуза» - 2(3) балла, «региональный уровень» - 4(5) баллов, «всероссийские» - 6(7) баллов, «международные» - 8(10) баллов.

- в критерий 11б изменить количество баллов «на уровне вуза» - 2 балла, «на уровне Региона» - 4 балла, «на уровне России» - 6 баллов, «на международном уровне» - 8 баллов.

- в критерий 12а внести следующие изменения (в скобках указаны баллы за систематику). «вуз и иные организации» - 2 (3) балла, «региональные» - 4(5) баллов, «всероссийские» - 6(7) баллов, «международные» - 8(10) баллов.

- ввести дополнительный критерии «12 доп» - «членство студента в сборной СПбГУ» - 2 балла.

9. Медицинский факультет

- в пунктах 10а, 10д - изменить максимальное количество баллов с 5 на 10;

- в пункте 10б - максимальное количество баллов увеличить с 8 на 10 баллов, причем назначить за подпункт «главный редактор газеты или значимого инфор­мационного источника в интернете» - 6 баллов; «постоянный редактор» - 4 балла; «постоянный жур­налист (более 3 статей за год) интернет и газетных изданий» - 3 балла. Суммировать разные должности, если они отно­сятся к разным информационным ресурсам;

- в пункте 11а - изменить ранжирование начислений баллов: за получение награды или приза - 6 баллов; за участие в творческих конкурсах - 1 балл, за победу в студенческой интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» - 2 балла, за призовое место -1 балл, при участии в двух и более конкурсах - 3 балла;

- в пункте 11 б - максимальное количество баллов - 5.

10. Факультет международных отношений

- необходимо повысить значимость критериев, связанных с научно-исследовательской деятельностью студентов, участием в НИР СПбГУ;

- не учитывать при принятии решения о назначении повышенной академической стипендии достижения, полученные в период обучения в школе;

- установить критерий отнесения мероприятия к тому или иному уровню (всероссийский, международный, региональный, университетский и др.);

- не менее чем за две недели до окончания срока подачи заявлений на повышенную стипендию публиковать на сайтах факультетов и СПбГУ рекомендации по заполнению анкеты;

- при назначении баллов принимать во внимание не участие в мероприятии, а достижение конкретного результата (если студент выиграл конкурс на стажировку в зарубежный вуз, то ему начисляется балл по факту прохождения этой стажировки, а не за то, что он выиграл конкурс);

- за одно и тоже достижение баллы начислять один раз, даже если достижение может попадать под несколько критериев.

11. Факультет политологии

- полностью разграничить похожие критерии. Устранить возможность отнесения одного достижения студента к нескольким критериями;

- увеличить количество баллов, которые студент может получить за достижения в научной сфере;

- убрать критерий, который касается начисления баллов за участие студента в различных организациях;

- дать студентам возможность получать баллы за однократное участие в мероприятиях всероссийского или международного уровня в тех критериях, где невозможно было это сделать ранее;

- убрать всевозможные недочеты в выставлении баллов;

- повысить количество баллов, которые студент может получить за спорт;

- прописать более четкий регламент выставления баллов.

12. Факультет прикладной математики и процессов управления

- создать 5 категорий, соответствующих направлениями «Учебная», «Научно-исследовательская», «Общественная», «Культурно-творческая», «Спортивная» деятельности;

- общее число стипендий, выделенных по каждой из категорий, определяется в процентном отношении от общего количества повышенных стипендий. Так, например, по категории «учебной деятельности» выделяется 15% от общего числа стипендий, по «научно-исследовательской» 30% и т.д;
- в каждую из категорий студент попадает при наличии достижений в конкретной области (в соответствии с постановлением правительства РФ № 945 от 18.11.2011) и при преодолении установленного порога;

- в каждой из категорий происходит ранжирование по количеству набранных баллов в соответствии с критериями. В категории «научно-исследовательской деятельности» рассмотрение анкет проводит научная комиссия, составленная из числа преподавателей и сотрудников факультета, представителей профсоюзной организации и студенческого совета факультета;

- при попадании студента в несколько категорий (при обязательном попадании в научно-исследовательскую или учебную) использовать повышающий весовой коэффициент;

- после учета весовых коэффициентов студента оставляют лишь в одной из категорий (той, в которой у него наибольшие шансы на получение стипендии);

- дальнейшее ранжирование в категории (см. постановлением правительства РФ № 945 от 18.11.2011) проводится по тому же принципу что и раньше, только отдельно в каждой из категорий (10%, 10%, 60%, 10%, 10%);

- сократить срок учета достижений до 1 года (в целях стимулирования студентов писать новые научно-исследовательские работы, организовывать новые мероприятия, продолжать участвовать в соревнованиях, а не останавливаться на достигнутом).

13. Факультет психологии

- снизить количество баллов, начисляемых за получение грантов на выполнение НИР, т.к. грант сам по себе предполагает определенное финансовое стимулирование. С другой стороны, чтобы не снижать удельный вес научной деятельности, было решено повысить количество присуждаемых баллов за публикации и выступления на научных мероприятиях;

- на данный момент большой вес имеют научные статьи, опубликованные на иностранном языке. Практика проведения конкурса в текущем семестре показала, что издания могут быть совершенно разного уровня, и начислять одинаковое количество баллов за совершенно разные достижения – неверно. Необходимо продумать, на основание какого объективного признака возможно корректное ранжирование англоязычных публикаций;

- обратная ситуация складывается с критериями, связанными с информированием. Этот раздел системы критериев выглядит громоздко и чересчур сложно с точки зрения оценки достижений студентов. В связи с этим было решено упростить данный раздел, оставив наиболее информативные и чувствительные критерии.

14. Факультет свободных искусств и наук

- необходимо разработать брошюру-инструкцию по заполнению анкеты и разместить ее на сайте СПбГУ;

- необходимо устранить несовпадение нумерации пунктов в заявлении-анкете 2014 года, размещенной на сайте СПбГУ, и в Приложении №16 к Постановлению Ученого совета от 10.02.2014, устанавливающем критерии назначения повышенной стипендии.

15. Факультет социологии

- изменение правил формирования Комиссий по рассмотрению заявлений на предоставление повышенной академической стипендии. В Комиссию должны входить только незаинтересованные лица (сотрудники Управления по работе с молодежью, Учебного отдела, преподаватели, а также студенты, не претендующие в данном семестре на получение повышенной академической стипендии). Формирование Комиссии в таком составе, во-первых, снизит недоверие к проверке анкет; во-вторых, предоставит большую возможность использования ресурсов (например, телефона и интернета) для проверки документов;

- увеличение сроков проверки анкет и подтверждающих документов, поданных на получение повышенной академической стипендии, до 2 недель. До этого момента на проверку отводилось примерно 1 неделя (фактически время сокращается за счет выходных и праздничных дней, а также занятости студентов в учебных занятиях). Предлагаемые меры поспособствуют повышению качества проверки анкет;

- изменения процедуры апелляции и донесения документов, подтверждающих достижения студента. Предлагается ввести следующее правило. При проверке анкет, в случае отсутствия документа, подтверждающего достижение, указанное в анкете, или несоответствия подтверждающего документа установленным требованиям, Комиссия связывается со студентом, и предлагает ему в течение 3 рабочих дней представить подтверждающий документ в установленной форме. В случае наличия уважительных причин отсутствия документа, они излагаются студентом в письменном виде, в такой ситуации подтверждающий документ может быть принят комиссией во время проведения апелляции. Если студент по истечении 3 рабочих дней не представляет в комиссию подтверждающий документ в установленной форме и/или не сообщает о наличии уважительных причин его отсутствия, данное достижение не учитывается, а документы, подтверждающие достижение, донесенные на апелляцию, не принимаются к рассмотрению. Если членам комиссии не удалось связаться со студентом по указанному в анкете телефону, они обращаются в Учебный отдел по направлению и просят донести информацию до студента через старосту группы/курса/представителя группы в студенческом совете;

- введение обязательной проверки подлинности представленных подтверждающих документов. В случае если Комиссия ставит под сомнение определённый подтверждающий документ, который при проверке (звонке или направлении официального запроса в организацию, выдавшую документ) не подтверждается и признается поддельным, в отношении студента, представившего данный докумен, предлагается применять следующие меры: исключать из списка лиц, претендующих на предоставление повышенной академической стипендии в данном семестре, а также применять меры, предусмотренные Уставом Санкт-Петербургского государственного университета и законодательством Российской Федерации за подделку документов и использование заведомо поддельных документов с целью получения выгоды;

- введение официальных обязательных требований к документам, подтверждающим достижения студентов. Для удобства студентов может быть разработана руководство-памятка, куда будут включены обязательные требования и примеры подтверждающих документов разного рода, включая правильно заполненную анкету. Так, среди основных требований к документам можно выделить: наличие печати, подписи должностного лица с расшифровкой, контактных данных для обратной связи. В случае предоставления характеристики студенту, в которой подтверждается участие/организация мероприятий, обязательно указывается: что за мероприятие, какой направленности, какие функции исполнял студент, была ли эта работа оплачена;

- введение следующего правила относительно достижений, учитываемых при проведении конкурса на предоставление повышенной академической стипендии: повышенная академическая стипендия назначается студентам за достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной сферах деятельности, при условии, что за данные достижения ранее студент не получил денежные средства (исключение может составлять только участие в научно-исследовательской работе с целью получения гранта);

- для упрощения процедуры проверки достижений студентов, предлагается ввести каждой организации (студенческий совет, профсоюзная организация и т.д.) систему автоматического учёта вклада студентов в мероприятия и акции, проводимые в Университете. Подобная система начала действовать в Студенческом совете Факультета социологии с весны 2014 года. После каждого мероприятия организаторы заполняют отчёт об ответственных за данное мероприятие, их функциях и результатах работы (при этом сохраняется возможность исправления и двойной сверки). Данный документ является открытым, есть возможность посмотреть, кто и за какие заслуги включен в список организаторов/волонтеров и внести коррективы, если кто-то был забыт или чье-то достижения упущено. По завершению правки данного документа он направляется заместителю начальника Управления по работе с молодежью по направлению и председателю студенческого совета, которые затем при необходимости подписывают характеристику студенту, сверяясь с данным документом;

- в пункте 9б баллы засчитываются за каждую опубликованную статью, учитывается публикация тезисов 2 балла засчитываются за каждые опубликованные тезисы; дополнительный балл засчитывается за каждую публикацию тезисов на иностранном языке (прибавляется к баллам за саму публикацию, таким образом, за каждые опубликованные тезисы на иностранном языке студент может получить 4 балла);

- волонтерская деятельность: баллы засчитываются при систематическом участии студента в волонтерской деятельности (2 и более раз);

- баллы не засчитываются за донорство и благотворительность (жертвование вещей и денег в благотворительные организации);

- засчитывается наиболее высоко оцениваемое достижение, независимо от направления, за каждое последующее прибавляется по 1 баллу;

- при выполнении студентом систематической волонтерской деятельности одного вида (например, шефская помощь школьнику на протяжении полугодия), в случае если данную деятельность нельзя разделить на конкретные акции и мероприятия засчитывается 4 балла за данную деятельность;

- пункт 11б в случае, если публичное представление происходит в сети Интернет, оно может быть засчитано только при наличии письменного подтверждения от организации, ответственной за размещение данного произведения в интернете;

- публичное представление произведения литературы или искусства не подразумевает конкурса, смотра, а также возмездной основы представления;

- засчитывается наиболее высоко оцениваемое достижение, за каждое последующее прибавляется по 1 баллу.

16. Факультет стоматологии и медицинских технологий

- включить в пункт 7б критерий «на уровне вуза» и присвоить 3 балла;

- в пункте 9б(4) - ввести дополнительный балл: журналы, индексируемые ВАК – 4 балла;

- добавить пункт 9(6) «Получение в течении 2 лет, предшествующих назначение повышенной стипендии, дополнительного медицинского образования. Участие в мероприятиях по обмену опытом в профессиональных видах деятельности (участие в семинарах, мастер-классах медицинской направленности, прохождение курсов)

на российском уровне – 5 баллов;
на международном уровне(кроме стран СНГ) – 8 баллов»;
- повысить максимальное количество баллов в пункте 10б(7) до 3 баллов;

- увеличить баллы, назначаемые за пункт 10в(8) до 2 баллов.

17. Физический факультет

Студенческий совет Физического факультета не выработал предложения по критериям установления повышенной академической стипендии.

18. Филологический факультет

- необходимо пересмотреть способы поощрения за признание студенты победителем или призером олимпиады, соревнования или состязания (пункт 7б). Если обычно баллы по умолчанию даются за каждый этап олимпиады, то более целесообразно давать их только за победу на самой значимой из ступеней, до которой дошел студент;

- необходимо проработать систему оценивания вопроса о включении в систему критериев пункт о получении дополнительного образования.

19. Институт философии

- ввести в систему критериев участие обучающегося в программах обмена, академической мобильности и определить, к какому критерию данный вид деятельности должен относиться;

- изменить формулировку модификатора «Издание СМИ» в разделе «Информационное обеспечение» на «членство в редколлегии СМИ»;

- изменить в документе название структурного подразделения СПбГУ «философский факультет» на «институт философии»;

- обратить внимание на несоответствие единой анкеты, заполняемой соискателем повышенной академической стипендии, с формулировками критериев отдельных структурных подразделений СПбГУ;

- обратить внимание на важность в будущем при внесении изменений в систему критериев сохранять единообразие количества присуждаемых дополнительных баллов по схожим модификаторам, например, доклад на международной конференции (критерий 9в) и победа в международной олимпиаде (76).

20. Институт химии

Существующие критерии не требуют внесения изменений.

21. Экономический факультет

- повысить максимальное количество баллов за критерий 7а. Учеба на "отлично" (в течение двух семестров) должна быть оценена более чем в 9 баллов, которые можно получить, например, приняв участие в конференции;

- ввести прогрессивную шкалу назначения баллов в том случае, если студент может получить баллы по одному и тому же критерию. Например, если студент принял участие в десяти конференциях, то количество баллов, назначенное за участие в первой, должно быть меньше, чем количество баллов, назначенное за участие в десятой. Действующая система стимулирует не тех, кто серьезно занимается наукой, а те, кто "везде успевает".

22. Юридический факультет

Для выработки предложений по совершенствованию критериев назначения повышенной академической стипендии требуется больше времени.

Вы также можете задать вопрос Савинову Владимиру Александровичу в Виртуальной приемной СПбГУ.